Приглашения на встречи Онлайн-заявка Клиентам

Графология-ключ к душе человека

Про графологию

  Современная психология считает человека триединой системой, состоящей из тела (биологическая составляющая), психики (психологическая составляющая) и связей, которые он поддерживает с окружающим миром (социальная составляющая). Все эти системы тесно связаны, и влияют друг на друга. Простой пример. Человек устал (тело), от этого у него испортилось настроение (психика), в результате он поссорился с другом (социальные связи). Поэтому все результаты деятельности человека несут на себе отпечаток его личности и индивидуальности. Особое место среди них занимает почерк.

Есть специальная наука, которая называется нейропсихология. Она изучает связь человеческой деятельности с головным мозгом. Вся наша деятельность контролируется той или иной частью головного мозга. В том числе и процесс письма. И оказывается, что такой привычный нам навык – это невероятно сложный и тонко организованный процесс, объединяющий большое количество мозговых структур, которые управляют как сознательными, так и инстинктивными (бессознательными) компонентами письма.

Судите сами: это сложная координированная целенаправленная (волевая) и двигательная активность, использующая структуры памяти, внимания, опирающаяся на мыслительный процесс и подкрепленная эмоциями. И особенности функционирования всех этих систем, естественно, отражаются в почерке.

В свое время Гёте сказал о почерке: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться». Современная наука полностью подтвердила эту мысль. На стыке психологии и физиологии родилась новая наука, которая исследует связь характеристик почерка человека с его личностными особенностями – графология. Практический результат исследований графологов – система анализа почерка. 

мозг

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования (см. данные выше).

 С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология использует ряд психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

 Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

 При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., - качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

 

Важно учесть, что формальная логика и формальный подход в психодиагностике и, в частности, процессе графологического анализа, не является целесообразным:

 1.Формальная (Булева) логика, основанная на том, что любое утверждение либо 100% истинно, либо 100% ложно (принцип "да-нет"), не подходит для анализа личности (и почерка), поскольку такая логика по определению не в состоянии описывать противоречивую реальность.

 Человеческая личность (как и вся природа) построена на противоречиях и основана на сложном переплетении и взаимодействии элементов и факторов. Формальная же логика, являясь важным инструментом в других областях познания (принцип, «да-нет», «1-0», доведен до абсолюта в общении с компьютером), сводит картину происходящего к упрощенным формулам, и поэтому не годится в качестве инструмента для психодиагностики.

 Формальная логика не является единственным возможным инструментом понимания мира, поскольку она полностью отрицает противоречия, ведь они разрушают «формулу», искусственный мир, созданный человеческим сознанием, стремящимся все упрощать.

 Если говорить о формальных логических моделях, к психологическому пониманию и описанию личности наиболее близка область прикладной математики, называемая "fuzzy logic" (переводится как "нечеткая, многозначная логика"), позволяющая оперировать промежуточными состояниями. 

 На чем основывается графологический анализ и в чем его польза? Зачем его изучать и сколько для этого необходимо времени? Итак, графология: коротко о главном.

Графологический анализ - метод психодиагностики личности по почерку. Возможности этого метода очень велики, если им владеет опытный специалист. Метод позволяет,   «прочитав», понять человека: определить его сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и ограничения, врожденные - приобретенные особенности, его ценности, мотивы, тип темперамента и нервной системы. 

Метод позволяет, только анализируя почерк человека,  определить особенности индивидуума в соответствии с той или иной типологией, более  того - помочь объяснить противоречия, зачастую возникающие при некоторых других способах психодиагностики. 

file_13583342953340  Графоанализ выгодно отличается от других методов исследования личности, поскольку не требует личного присутствия проверяемого в процессе диагностики, а значит, помогает избежать многих «ловушек», приводящих порой к субъективности: влияния  проверяемого (сознательного или неосознанного) на специалиста или результаты «тестирования», субъективности внешнего впечатления или заранее подготовленных либо социально желательных ответов и реакций, которые могут ввести в заблуждение. Все, что требуется для анализа - текст, написанный шариковой ручкой на листе бумаги. При необходимости – графолог может предложить выполнить и специальные графические задания.

 На чем основывается графоанализ?

Метод основан на существующих закономерностях взаимосвязей между деятельностью мозга, нервной системой, психическими процессами, подсознанием и моторикой человека. Такая связь была открыта нейрофизиологами и названа психомоторной. Мозг - единый центр, воспринимающий и обрабатывающий поступающую информацию извне. Тело, рука – его исполнитель. Мозг оставляет свою печать во всех внешних проявлениях человека, на уровне же микро-масштаба - особенности почерка это наше «письменное поведение», коррелирующее с нашими индивидуальными особенностями мышления, поведения, психики, морали и т.д.

 

Зачем изучать графоанализ и в чем его польза?

Человечеству важно изучение почерка настолько же, насколько его может заботить и интересовать изучение человеческой личности. 

Говоря об актуальности графологии и ее изучения, существуют причины и более практические, нежели такие очевидные причины, как простая любознательность, заинтригованность или неоспоримая значимость для каждого человека собственной личности. 

 

Растущая популярность графологических знаний и изучение возможностей графологии обусловлены их применимостью практически во всех областях, которые каким-либо образом связаны с взаимодействием между людьми. Такой анализ применим как для саморазвития и личностного роста самого человека, так и для понимания других людей, для отношений с другими - личных, семейных взаимоотношений, от поиска наилучшего для себя спутника жизни, до няни для своего ребенка. 

 Графоанализ применим как в частной жизни, так и деловой. Как в работе психолога, терапевта, так и в работе менеджера по оценке персонала, работодателя, юриста, историка, бизнесмена, журналиста. Графологический анализ отлично подходит также и для «подстраховки» общего слабого звена существующих психологических систем и направлений: этапа психодиагностики, являясь своего рода отсутствующим пока полностью объективным и вещественным «лабораторным анализом». Систематизация всех графологических знаний в одну стройную и комплексную систему позволяет осваивать этот метод практически всем желающим.  

  Почерк следует за личностью и полностью проецирует те внутрипсихические процессы, которые происходят с человеком. Это очень тонкий барометр и именно поэтому - достоверный материал для анализа. Связь почерка с личностью не вызывает сомнений. У каждого почерк свой, уникальный, нет одинаковых почерков, как нет одинаковых отпечатков пальцев, так как каждая личность неповторима и индивидуальна.

Многие считают, что так как почерк меняется — его невозможно анализировать, характеристики будут все время разные, в зависимости от времени суток, настроения и пр.
Это не так.

Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение. Графолог, оценивая почерк, в первую очередь обращает внимание на его глубину: особенности линий, штрих, нажим, характер чередования напряжение и расслабления, динамику. Эти особенности являются основными, так как раскрывают врожденные психодинамические характеристики личности пишущего. Графолог изучает свойства этого глубинного измерения, вооружившись специальным микроскопом, либо лупой.

Несмотря на свою неочевидность и незаметность на глаз обывателя, эти особенности почерка сверх-важны, так как на их основании выстраиваются все последующие интерпретации более поверхностных параметров. Именно глубина почерка — суть ядра личности, показывающая глубинную мотивацию, темперамент, лабильность, эмоциональность, вовлеченность, особенности мышления, психотип.

Поверхностная структура почерка рассматривается далее с учетом первоначальных (базовых), глубинных параметров. Она видна и невооруженным глазом: размер, округлость, угловатость, наклон, стиль, написание букв, ширина и пр. Эти параметры почерка соответственно отвечают за более поверхностные структуры личности — социальные характеристики, особенности Я-концепции, установки, ценности и пр.

Интересно: почерковедческую экспертизу на установление подлинности рукописного текста проводят именно по глубинным параметрам. Глубина почерка — индивидуальный и неизменный показатель. Подделывая с легкостью размер, наклон, или стиль почерка, подделать глубину невозможно, так же как невозможно сознательно, по желанию изменить свой обмен веществ, сердечные ритмы, безусловные рефлексы.

Изменчивость почерка — миф, который строится на неосведомленности людей о разноуровневых структурах почерка. Изменяется только то, что поддается изменению: поверхностные слои. Глубина же остается постоянной на протяжении всей жизни индивида, так как она- есть суть врожденного.

Внешнее изменение почерка — это лишь свидетельство, что человек взрослеет, переоценивает свои установки, меняет отношению к чему-либо, находится под влиянием различных состояний. Заглянув же вовнутрь почерка, мы всегда обнаружим устойчивые глубинные параметры, которые постоянны на протяжении всей жизни человека.

Сильная видимая изменчивость почерка свидетельствует вообще об изменчивости личности, возбудимости, нестойкости мотивации, впечатлительности, зависимости от настроений, нетерпеливости, возможно сильной интуитивности, беспокойной, подвижной натуре.
Однако, в каждом конкретном случае, чтобы точно ответить на вопрос с чем связаны слишком явные изменения почерка — необходимо смотреть почерк!

«Надо ли «воспитывать» почерк или дать ему развиваться естественным образом?»

Отвечая на этот вопрос, начну с того, что почерк- это отражение индивидуального склада, особенностей работы нервной системы, типа темперамента, мышления, восприимчивости к окружающему миру и пр. Как Вы понимаете, все эти особенности во-многом заложены у нас от природы. Мы уже рождаемся с неким внутренним психологическим скелетом, который в последствии «обрастает» особенностями мировосприятия и мировоззрения.

По этой же причине многие особенности нашего почерка уже предопределены самой природой и пытаться их изменить, - значит  провоцировать внутриличностные конфликты, бороться с самим собой. Лишь  на время, под бдительным оком свого сознания можно попытаться писать по-другому. Но, как только этот контроль теряется, почерк начинает проявляться в свойственной ему манере и человек возвращается к своему комфортному письму.

Хочу также задать встречный вопрос: корректируя свой почерк,  Вы точно уверены, что те элементы, которые кажутся Вам привлекательными в почерке отражают привлекательные черты характера? Например, излишнее украшательство завитушками, петлями (некоторые считают такой почерк совершенством), став привычным стилем письма, показывают запутанность мышления и неумение расставлять приоритеты в своей жизни. Стоит задаться вопросом: «А что, собственно, я хочу исправить в себе посредством почерка?», вместо «Стоит ли корректировать свой почерк в угоду окружающим или каким-либо эстетическим нормам?», при этом не задумываясь о психологических последствиях.

В графологии существует целое направление - графотерапия. Суть и задачи которой сводятся к  одному: посредством почерка корректировать (не изменять!) некоторые нежелательные стереотипы поведения, установки, черты характера, которые мешают человеку устанавливать гармоничные отношения с окружающим миром. Однако данная работа должна проходить только под контролем специалиста-графолога, который укажет на наиболее проблемные места вашего почерка (характера) и предложит грамотную методику их коррекции.   

Подробнее на сайте института графоанализа Инессы Гольдберг http://inessa-goldberg.ru/